Статьи

Творческий облик Олега Джаниярова

Олег Саиндыльдинович Джанияров  родился  5 марта 1945 года на ст.Лесная Пристань Зырянского района Восточно –Казахстанской области  в семье служащего.

Отец —  кадровый офицер Советской Армии, участник Гражданской, Финской и Великой Отечественных войн, после многих ранений и контузии был демобилизован, по излечении находился на партийной  и советской работе.

Мать посвятила себя воспитанию детей. Она любила петь, знала много  русских, казахских, татарских и украинских песен. В доме всегда  звучали песни в ее  исполнении. Видимо поэтому с раннего детства  будущий композитор полюбил народную музыку. Особенно ему нравилось слушать игру на гармони и баяне. Хотелось  научиться играть на этих инструментах.

Он с благодарностью вспоминает  своих первых учителей. Это преподаватель пения общеобразовательной школы ст. Зыряновск №1, баянист, участник Великой Отечественной войны, летчик, кавалер многих орденов и медалей Владимир Петрович Зубов. Под его руководством он  освоил нотную грамоту и азы игры на баяне.

В Усть-Каменогорское  музыкальное училище Олег Джанияров поступил в 1962 году на отделение «Теория музыки»  и успешно окончил его в 1965 году экстерном (за 3 года). Гармонию  и фортепиано  он освоил в училище с преподавателем Борисом Трифоновичем Плотниковым, пианистаом и теоретиком, учеником американского композитора Самюэля Барбера. Под руководством Б.Т. Плотникова он начал заниматься и композицией.

В 1965 году Олег Джанияров поступает в Алма-Атинскую Государственную консерваторию им.Курмангазы по специальности композиция в класс профессора Василия Васильевича Великанова. Курс гармонии он изучает у профессора Иосифа   Игнатьевича Дубовского, одного из авторов   известного учебника гармонии. После неожиданной  кончины В.В. Великанова в 1968 году  продолжает заниматься в классе профессора  Еркегали Рахмадиевича Рахмадиева.

В стенах консерватории будущим композитором были написаны вокальные и инструментальные произведения, соответствующие курсовым требованиям. Это – детский вокальный цикл «Мои игрушки» на стихи Ивана Неходы, а также Вариации для фортепиано, фортепианная соната, симфоническая поэма, струнный квартет. Дипломной работой была симфония си минор.

После окончания  консерватории в 1971 году О. Джанияров  был  направлен на работу в Семипалатинское музыкальное училище им. Мукана Тулебаева в качестве преподавателя музыкально – теоретических  дисциплин. Одновременно он работает и в   казахском Государственном музыкально – драматическом  театре  имени Абая  главным дирижером симфонического оркестра. С 1973 года – он член Союза композиторов  СССР, а в 1988 году был избран Председателем Прииртышского отделения Союза композиторов Казахстана, которое возглавлял до последних дней жизни.

В Семипалатинске композитором были созданы все самые крупные значительные произведения: 2 оперы, 3 балета,

3 вокальных цикла,6 инструментальных концертов.

Историко-героическая опера «Орлиная песня» по роману  Ануара  Алимжанова «Гонец»  (либретто Вячеслава Кобрина).  «Орлиная песня» посвящена 250-летию добровольного присоединения  Казахстана к России, рассказывает о героической   борьбе  казахского народа против джунгарских захватчиков и о добровольном присоединении Казахстана в России.

Сквозной темой в опере является народная  историческая песня «Елимай», «О мой народ». Она  появилась именно  в те тихие годы борьбы. Тема песни обрамляет  оперу. В самом начале оперы   она звучит  как хоровая прелюдия, а в  финале – это решительное, жизнеутверждающие  скерцо.

1-е действие оперы рисует казахскую степь. Именно  в ней  происходят все основные события оперы, показаны все действующие  лица. Плач – монолог матери над убитым  ребенком потрясает своим трагизмом. Есть в опере  и лирические сцены: это дуэт Кенже и Сании, молодых людей, любящих друг друга. Им противопоставлен образ врага – лазутчика Табана.

2-е  действие полностью посвящено джурнгарскому лагерю. Обрамляет 2-е действие  «Песня  и пляска джунгарских захватчиков». Это  неистовый танец «Твори разбой, твари грабеж!». В опере подобно  глинкинскому «Ивану Сусанину» используется принцип прорастания темы «Елимай».

Профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского, заведующий кафедры оркестровки Ю.А.Фортунатов в свое время, посетив в Алма–Ату, знакомился с оперой и отметил интересные моменты оркестровки,  которые он затем на семинарах с композиторами приводил в пример как необычные. Опера  получила положительный отзыв.

«Тот самый Ходжа Насреддин» — комическая опера. Написана по повести В.Соловьева. Либретто В.Медведева. Главный герой оперы – любимиц многих восточных народов Ходжа Насреддин. Здесь  он   показан как умный, хитрый, находчивый простолюдин, который ловко  может выйти из любой трудной ситуации.

«Квинтет для медных  духовых инструментов на темы песен Абая», был написан к юбилею великого поэта и состоит из 4-х частей:

  • Прелюдия;
  • Пассакалия;
  • Фуга;
  • Финал.

На международном конкурсе, посвященном 150-летию со дня рождения Абая Квинтет получил Гран – При.

Продолжение доступно по ссылке…

 

Опубликовано в книге «Очерки о композиторах Казахстана», Алматы, 2013г.

Р.Б. Джаниярова, О.Е. Антонина.