Статьи

Музыкант с большой буквы…

Композитор  родился 5 марта 1945 г. на станции  Лесная Пристань Зыряновского района Восточно-Казахстанской области. В многодетной семье он был старшим ребенком. Отец будущего композитора, военный по профессии, мечтал, что сын также станет военным, однако с раннего детства мальчик проявлял музыкальные способности.

Музыкальная одарённость перешла к будущему композитору по материнской линии: от матери Олег часто слышал татарские народные песни, к которым он впоследствии обращался в своём творчестве. В школьные годы он увлекался историей, античной, персидской литературой и изобразительным искусством. Но особенно мальчик прославился в школе как участник творческих мероприятий. В художественной самодеятельности он участвовал в качестве солиста школьного хора, что впоследствии, возможно, сыграло значительную роль в тяготении к созданию вокально-хоровых сочинений.

Первоначальное музыкальное образование композитор получил в Зыряновске, где окончил школу по классу фортепиано, а так же занимался дополнительно игрой на скрипке и баяне. По окончанию школы, в 1962 году Олег решает продолжить музыкальное образование в Усть-Каменногорском музыкальном училище.

Уже в первые годы обучения в училище композитор пробует себя в сочинительстве музыки. В годы учёбы появляются его первые произведения – романс «Белая берёза» на слова С. Есенина, вокальный цикл «Мои игрушки». Композитор был очень любознательным, увлекался игрой в шахматы, чтением литературы, произведений поэтов и писателей разных эпох и культур. Кроме того, его интересовала этимология происхождения слов, и именно поэтому будущий композитор параллельно поступает на филологический факультет, где обучается, правда, всего год, в виду нехватки времени.

Огромное значение для становления композиторской личности явились годы обучения в Казахской Национальной консерватории им. Курмангазы в классе Е. Рахмадиева и В. Великанова. По словам самого автора, основу композиторских навыков дал ему именно В. Великанов. При жизни Джанияров с восхищением вспоминал своего преподавателя, как очень образованного, эрудированного и талантливого человека.

В эти годы О. Джанияров стал одним из немногих учеников  И. Дубовского (теоретика, выпускника Лейпцигской консерватории по классу органа, класс преподавателя Макса Регера), который преподавал курс гармонии. По воспоминаниям композитора, Дубовский был очень требовательным педагогом, и мог часами заниматься с учениками, даже у себя дома, решая задачи и анализируя разные произведения. Большую роль в становлении композитора сыграли Е. Рахмадиев, возглавлявший в то время консерваторию, а так же его преподаватели  Е. Брусиловский и А. Бычков. Также композитор с теплотой вспоминает о музыковеде Н. Тифтикиди и композиторе Г. Жубановой, общение с которыми обогатило композитора знаниями об особенностях формообразования и композиции, оркестровки и т.д.

В годы учёбы Олег Джанияров серьёзно занимался игрой на фортепиано, много времени уделял «Хорошо темперированному клавиру» Баха и «переиграл» практически все сонаты Бетховена.

В 1971 году композитор заканчивает Алма-Атинскую консерваторию одновременно по двум специальностям – «теория музыки» и «композиция».

Таким образом, подходя ко второму, зрелому этапу становления творческой личности композитор уже имел за плечами большой багаж собственных сочинений, которые были написаны в  период обучения в консерватории. Среди ранних опусов есть сочинения оркестра, для отдельных инструментов, для хора, для голоса. В этих произведениях только начинает определяться круг образов и средств выразительности, поэтому комплекс применяемых им средств весьма широк и разнороден.

После окончания консерватории деятельность композитора очень разносторонняя – он активно проявляет себя в различных сферах – организаторской, творческой, педагогической.

С 1971 года Джанияров работал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин Семипалатинского музыкального училища имени Мукана Тулебаева. По словам самого композитора, его учениками являются около 600 выпускников разных специальностей, среди которых известные деятели культуры. Например: Бейбут Дальденбаев – композитор, заслуженный деятель искусств Республики Казахстан; Рафаэль Байдаллин — пианист и композитор; Татьяна Зайцева — доктор искусствоведения, профессор, Заслуженный работник культуры РФ  и др. Однако заслуги композитора заключаются не только в передаче своим ученикам  профессиональных знаний и навыков. Он старается  воспитывать их в духе бескорыстного служения искусству, учить стремлению к всестороннему развитию личности и всегда для своих учеников является примером для подражания. Сам композитор так характеризовал свое отношение  к преподаванию: «Не знаю, кто я больше – преподаватель, который пишет музыку, или композитор, который учит студентов…».

В 1973 году Олег Джанияров стал членом Союза композиторов СССР,  а в 1988 году избирается Председателем правления Прииртышского отделения Союза композиторов Казахстана. За долгие годы нахождения на этой должности, композитор активно участвовал в мероприятиях союза и оказывал поддержку молодым композиторам.

С 1974 по 1999 год Олег был главным дирижером в областной филармонии города Семей. Благодаря его деятельности как дирижёра, жители города познакомились не только с произведениями, получившими мировую известность, но и с творениями композиторов региона, в том числе с его собственными.

Будучи человеком широких интересов, любознательным, композитор часто бывал в разных городах и странах, тогда ещё Советского Союза, вместе с членами Союза композиторов, знакомился со многими известными людьми. По рассказам Олега Джаниярова, 13 раз он ездил в Москву на факультет повышения квалификации, побывал и в Казани, где познакомился с выдающимися советскими композиторами Н. Жигановым и А. Эшпаем. В 1973 году на симпозиуме, под названием «Международная трибуна стран Азии», познакомился с композиторами А. Бабаджаняном и В. Шаинским.

В 1989 году в составе делегации Союза композиторов Джанияров с командировкой посетил  Румынию для знакомства с культурой этой страны. По воспоминаниям композитора, его поразила высокая музыкальная грамотность населения: и взрослые, и дети присутствовали на концертах с партитурами в руках, а в ресторанах обязательным было выступление профессионального коллектива, например фортепианного трио, исполнявшего определённую программу.

В этот период композитор продолжает создавать новые произведения разных жанров.

Первый опыт создания музыки к спектаклям Олег представляет в 1971 году, сразу после окончания консерватории, ещё до того момента, когда становится главным дирижером областной филармонии:  27 декабря на сцене появляется первый озвученный композитором спектакль «Великий волшебник».  Музыкальная сказка для детей по пьесе В. Губарева была поставлена на сцене театра им. Достоевского в г. Семей.

Одна из важных сфер разносторонней деятельности композитора связана с научными разработками и изысканиями. В творчестве композитора есть небольшие исследовательские работы, посвящённые анализу музыкальных форм, гармонии, общие статьи о музыке, и статьи о современных музыкантах (например, о первой девушке-трубаче).

Своей педагогической работой Олег внёс вклад в музыкальное образование республики. Среди его работ можно встретить литературу методического и практического характера. Например, композитор является одним из авторов программы по музыке для общеобразовательных школ, обучающихся на казахском языке. Также Джанияров является автором учебников и учебных пособий по музыке для студентов педагогических колледжей, где 2-ая дополнительная специальность — «музыка».  Из литературы практического плана можно отметить изданную им хрестоматию педагогического репертуара для фортепиано, предназначенную для студентов педагогических колледжей и учащихся ДМШ, в которую  вошли более 200 произведений. Среди них — казахские народные песни, кюи, произведения народно-профессиональных композиторов, свыше 20-и песен Абая. Автор представил собственные оригинальные обработки этих известных произведений.

В последние десятилетия композитор всё так же активно занимался педагогической, общественной деятельностью, не меньшее внимания уделял и созданию новых произведений. Им были созданы такие сочинения, как балет «Дагестан» (1998), балет «Дюймовочка» (2000), Концертино для фортепиано и духового оркестра, а так же песни и романсы.

Олег Джанияров принимал участие в общественной жизни города Семей, в частности, участвует в научных конференциях, например, посвященных 100-летию со дня рождения М. Ауэзова, 150-летию Абая Кунанбаева. Композитор являлся постоянным председателем жюри Международного фестиваля русской музыки, Международного фестиваля татарской музыки, которые ежегодно проводятся в городе Семей (с 1999 г.).

Многосторонняя творческая и общественная работа композитора была отмечена почётными грамотами Министерства образования и культуры Республики Казахстан.

18 сентября 2012 года Олега Джаниярова не стало. До последнего дня он отдавал себя ученикам, был полон творческих планов. Творчество Олега Джаниярова сыграло важную роль в становлении музыкальной культуры Восточного Казахстана.

 

                       Опубликовано в газете «Спектр» №13 (950) 1 апреля 2015

                        Ученица О. Джаниярова, преподаватель музыкального училища им. М. Тулебаева                        О. АНТОНИНА