Статьи

Имя мастера остается в его творениях…

Этот год является особенным для Олега Джаниярова – замечательного композитора Прииртышья, члена Союза композиторов СССР и Казахстана. 60-летний юбилей обозначил определенный рубеж его творческого пути.

О.Джанияров смело заявил о себе в музыкальном искусстве в 1980-е годы. Энергичный человек с удивительной памятью и энциклопедическими знаниями, он увлеченно занимается и композицией, и педагогической, и музыкально — общественной деятельностью.

Олег Саиндыльдинович Джанияров родился 5 марта 1945 года на ст. Лесная Пристань Зыряновского района Восточно – Казахстанской области. Музыкальное образование получил в Усть – Каменогорском музыкальном училище и Алма – Атинской государственной консерватории, которую окончил в 1971 году по классу композиции у профессоров В.Великанова и Е.Рахмадиева. Его учителя принадлежали к музыкальной элите, и не удивительно, что самые лучшие традиции способствовали быстрому творческому развитию молодого композитора. Воспитанный на классических образцах, он не отказывается и от национальных элементов. В его музыке мы находим опору на казахские, татарские, русские мелодические истоки. У Олега Джаниярова есть свой круг образов, свои излюбленные интонации. Думается, музыкальные традиции семьи определили искренний интерес композитора к родной татарской культуре. Красивые, выразительные восточные напевы он сочетает с насыщенной гармонической тканью, богатым ритмом, интересной оркестровкой (в балете «Гранатовый сад» либретто В.Кобрина, концерте для фагота с оркестром, песнях на стихи Абая, Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля).

Жанровый диапазон произведений композитора весьма широк. Это две оперы, три балета, симфонические произведения, концерты для различных инструментов, хоровые и сольные вокальные сочинения. Этому автору всегда есть что сказать, его произведения всегда интересно слушать. Они разнообразны по тематике и идейному содержанию. Композитор обращается к разным историческим и национальным образам: балет «Дюймовочка» по сказке Г.Х.Андерсена, образ вечного Ходжи Насреддина в одноименной опере по повести В.Соловьева, гражданская тема в Реквиеме памяти жертв, погибших на Семипалатинском ядерном полигоне, любовная лирика в балете «Гранатовый сад», «Элегической поэме» для симфонического оркестра, Диптихе на стихи Ф.Петрараки, детские образы в вокальном цикле «Мои игрушки» и др.

Музыка композитора оптимистична и жизнеутверждающа, отличается особой мелодико-ритмической щедростью. Несмотря на огромное разнообразие композиторских методов и приемов, О.Джанияров никогда не стремится к усложнению музыкального языка, так характерного для музыки ХХ века. Для него основным является стремление к красоте формы и содержания. Композитор ищет свою логику развития и, найдя ее, выдерживает самым строгим образом.

С 1971 года О.С.Джанияров работает преподавателем теоретических дисциплин в Семипалатинском музыкальном училище имени Мукана Тулебаева. За время работы он воспитал не одно поколение молодых специалистов, среди которых есть лауреаты республиканских и международных конкурсов. Авторитет педагога пришел к нему быстро, благодаря не только высокому профессионализму, но и чисто человеческим качествам, принципиальности, объективности.

О.С.Джанияров является одним из авторов Программы по музыке для общеобразовательных школ, соавтором книг и учебных пособий по музыке.

В 1988 году он был избран Председателем правления Прииртышского отделения Союза композиторов Казахстана и в этой должности остается до сих пор. На протяжении десяти лет работал главным дирижером музыкально – драматического театра имени Абая, принимал участие в работе Третьей Международной музыкальной Трибуны стран Азии с правом решающего голоса. Олег Саиндыльдинович являлся делегатом съезда Союза композиторов СССР, Казахстана, Татарстана, принимал участие в работе Международного музыкального симпозиума в Бухаресте. Уже четвертый раз подряд возглавляет жюри Международного фестиваля татарской музыки, который проводится в Семипалатинске по инициативе Центра татарской культуры.

Подходя к своему юбилею, с уверенностью можно отметить, что перед нами зрелый мастер, состоявшийся музыкант и человек, прекрасный семьянин и товарищ. Расцвету его таланта, выражению духовности и музыкальной красоты способствовала верная подруга и спутница его жизни – Руфия Джаниярова. Скорее всего, в балетах, операх и песнях, за чередой музыкальных тем, обязательно проходит ее образ – нежной, искренней любви.

Как прав был А.Пушкин в своих словах: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия…»

Опубликовано в журнале «Новая музыкальная газета» №9-11 2005г., г.Алматы, к 60-летию композитора.

А.Тусупова, преподаватель Семипалатинского музыкального колледжа   им. М.Тулебаева